• Английский язык
  • Русский язык
» » Карлос Сантана

Карлос Сантана

Карлос Сантана

Неплохая статья о Карлосе Сантане, напечатанная в 1985-м году. Судя по всему, поводом публикации стал ожидаемый приезд Карлоса в Москву, на Фестиваль молодёжи и студентов.

"Скандальная история в одном из столичных отелей! Звезда рока арестована полицией за хранение наркотиков! Вернисаж роскошных туалетов на приеме в его загородной вилле!"
Это не о нем.

"Десять тысяч зрителей бьются в истерике под бешеный ритм! Толпы поклонниц преследуют короля гитары!"
И это не о нем.

"Очередное возвращение звезды на сцену после долгого перерыва!"
И это тоже не о нем. Карлос Сантана никогда не возвращался на сцену, потому что ни разу не покидал ее. Его путь в искусство на редкость последователен и почти лишен каких-то уклонов и метаний. Однако это не делает его музыку скучной и однообразной. У любителей самых разных направлений редко встретишь негативное мнение о творчестве Сантаны. В то же время его популярность - не захлебывающееся, бездумное поклонение, выплескивающееся несмываемой краской из баллончиков на стены и заборы. Его музыку надо слушать, "балдеть" под нее трудновато. В ней есть некая внутренняя сила, гордость, если хотите. Она не подстраивается под слушателя, а приглашает его к диалогу - диалогу внимательных и уважающих друг друга собеседников. Потому что, как мне думается, у этой музыки, как и у ее автора, есть прочные, крепкие корни - латиноамериканский фольклор. Очень прочные, очень крепкие корни...

В центре Мехико, на площади Гарибальди, стоит человек с гитарой. Бронзовый человек - не полководец, не политический деятель, даже не литературный персонаж. В бронзе увековечен собирательный образ народного певца - марьячеса. Марьячес - непременный атрибут жизни мексиканских городов, не менее традиционный, чем мужские шляпы- сомбреро или коррида. Они поют для коренных горожан, напоминают напевы родных мест выходцам из самых отдаленных селений, развлекают многочисленных туристов. А памятник на площади - красноречивое свидетельство отношения мексиканцев к своим любимцам. Таким певцом был и отец Карлоса Сантаны. Не удивительно, что и сам он, уже в пять лет познакомившись со скрипкой, к четырнадцати годам играл и на гитаре, а также пел в увеселительных заведениях курортного города Тихуана, зарабатывая себе этим на жизнь. Но заработки были скудными, годы шли, и Карлосу пришлось в конце концов последовать примеру многих своих соотечественников - искать удачи у богатого северного соседа. Тысячи мексиканцев - их называют "мокрые спины" - ежегодно пересекают пограничную реку Рио-Гранде и становятся батраками калифорнийских плантаторов, сотни мигрируют в поисках работы легально, десяткам удается найти ее. Карлосу повезло. Он смог реализовать свой талант, стать широко известным музыкантом.

Закономерность? Скорее наоборот, ведь множество бедных самородков так и гибнет в безвестности, растрачивая талант в низкопробных кабачках, а то и просто на улицах, в ожидании брошенных прохожими медяков. Может быть, чуть-чуть помогло Сантане пробиться наверх стечение обстоятельств.

Двадцатилетний мексиканец стал обитателем латиноамериканского квартала Сан-Франциско в 1967 г. Бурлила Америка, сотрясаемая расовыми волнениями, вьетнамской войной, ростом молодежного движения. Бурлила музыка, ставшая главным рупором чувств и чаяний молодых. Сан-Франциско в те годы был в центре событий. Именно здесь возникли десятки ансамблей, олицетворявших молодежную контркультуру. Волновались киты шоу-бизнеса, лихорадочно пытавшиеся подчинить эту неуправляемую стихию, подстроиться под вкусы молодежи. Очень скоро им удастся это сделать. Но пока крупным фирмам грамзаписи приходилось рисковать, чтобы не упустить новичков, которые грозили превратиться в новых "Битлз" или "Роллинг Стоунз". А рецепт, предложенный Сантаной, был действительно рискованным.

Очутившись в горниле рок-музыки, Сантана не смог не оценить сильных ее сторон, но не собирался отказываться и от музыки своей родины. Более того, наряду со знакомыми с детства мотивами, он начал изучать музыку Кубы и Бразилии, Венесуэлы и Гаити, музыку негров Латинской и Северной Америки и музыку их далекой пра-родины Африки. Среди обитателей латинского квартала Сан-Франциско Карлос нашел единомышленников - молодых музыкантов, одинаково близких и к року, и к фольклору. Так возник ансамбль "Сантана". Это сегодня звучание латин-рока столь хорошо знакомо, что описание особенностей этого стиля уже давно стало общим местом. Сочетание латиноамериканской мелодики с роковыми и джазовыми структурами можно услышать в исполнении Чика Кориа и Эла Ди Меолы, Николая Левинского и Германа Лукьянова. Тогда же это было свежим и очень интересным открытием. Новизна и прелесть музыки очередного дебютанта сразу же были приняты и оценены по достоинству. Фирма "Си-Би-Эс", поставив на Сантану и его друзей, не прогадала.
Карлос Сантана

Творчество Сантаны завоевало репутацию одного из самых ярких явлений в рок-музыке. Особенно большой успех сопутствовал его ранним альбомам. Тираж пластинки "Абраксас" достиг 3,5 млн. экз., а третий альбом группы до сих пор многие (автор статьи принадлежит к их числу) считают лучшим. Экзотические еще недавно бонги (маленькие, соединенные друг с другом барабанчики), конго (суженный книзу цилиндрический барабан), гуиро (продолговатый инструмент с гофрированной поверхностью, по которой трут граненой палочкой), а также маримба, маракасы, кабаца и другие латиноамериканские и африкан-ские ударные инструменты стали применяться почти повсеместно исполнителями самых разных стилей. Гитарная техника Сантаны (он играет в основном на электроинструменте) принесла ему славу одного из самых лучших и, во всяком случае, одного из самых узнаваемых гитаристов. Гитара столь ярко выделяется в звучании группы, что "Сантану" не без оснований считают коллективом, состоящим из лидера и сопровождающих музыкантов. Это, как правило, крепкие профессионалы (можно отметить исполнителя на ударных Хосе Чепито Ариаса, вокалиста Леона Томаса, а также гитариста Нила Шона и пианиста Грега Роли, позже основавших довольно известную группу "Journеу" - все они в разное время работали с Сантаной), но они остаются в тени самого Карлоса. Release contains группы меняется довольно часто, однако "фирменное" звучание остается при этом неизменным. Удельный вес вокала несколько вырос в поздних пластинках (сам Сантана солирует в песнях крайне редко), но главная сила ансамбля - все же в инструментальных партиях. За годы своей деятельности "Сантана" блеснул многими композициями. На их фоне выделяются "Черная волшебница", "Лотос", "Европа" и, особенно, "Самба Па Ти", которую склонны считать вообще одной из красивейших мелодий в рок-музыке. В репертуаре группы мелькают и композиции, близкие к усредненному, стандартному року, но чаще все же слышишь мелодии, воссоздающие атмосферу латиноамериканского праздника ("Мария Караколес"), дыхание таинственных джунглей Африки или амазонской сельвы ("Батука", "Легенды Килиманджаро"), пьесы, посвященные народным героям борьбы за свободу ("Туссен Лувертюр").

Сантана и его группа исколесили в гастролях пол-мира, участвовали во множестве фестивалей. Среди этих выступлений выделяют два - на фестивале в Вудстоке (1969 г.) - первый громкий успех молодого коллектива, не потерявшегося на фоне грандов рока того времени, и участие в фестивале искусств в столице Ганы Аккре (1971 г.) - интерес и живая забота о развитии молодого искусства Африки, а шире - всех развивающихся стран, очень характерна для творческой и идейной позиции Сантаны.

Увлечение культурой этих стран привело Сантану и в ряды учеников бенгальского философа и поэта Шри Чинмоя. Карлос принял второе имя - Девадип, отказался от употребления мяса и спиртных напитков, курения. На обложках его дисков стали появляться строки из высказываний Чинмоя. Для нас, людей иного общества, выглядят наивными и отнюдь не безобидными попытки укрыться от проблем окружающего мира в тумане восточного мистицизма, однако на Западе подобные искания характерны для определенной части интеллигенции, особенно творческой. Отдавая дань достоинствам Сантаны-музыканта, не следует забывать и об этом. В 1973 - 74 гг. Сантана записал совместные альбомы и с другими учениками Чинмоя - известным гитаристом Джоном Маклафлином-Махавишну и вдовой великого джазового музыканта арфисткой Элис Турайей Колтрейн. Эти работы стоят несколько особняком в творчестве Сантаны. Здесь он с головой погрузился в эксперименты в области более близкой к джазу, чем к рок-музыке. Пластинки, на мой взгляд, весьма интересны, но в итоге они так и остались эпизодом в творчестве Карлоса Сантаны. Уже в том же 1974 г. альбомом "Барболетта" он возвращается к принесшему ему успех и признание стилю, продолжая в нем работать и по сей день.

...Невнятные голоса, смех заглушаются неторопливо начинающими свой рассказ ударными. Но вот уже мужской хор из нескольких голосов затягивает беседу с солирующим голосом. Словно горстка людей, собравшись на площади небольшого селения, обмениваются новостями после тяжелого дня, рассказывают о своем нелегком труде. В ритм ударных вплетается голос рояля. И вот уже после очередной вокальной реплики основную мелодию ведут клавишные, вновь вокал, и к беседе подключается труба. Мерный ритм ударных и одинокий голос трубы только теперь, уже на середине композиции, разрезает гитара. С новой силой подхватывает она тоскующую мелодию. Плавно, медленно течет незамысловатая, на первый взгляд, мелодия. Каждый звук гитарист словно стремится растянуть как можно дольше, словно рассматривает со всех сторон. Но постепенно гитара звучит все яростнее, даже ритм ударных она подчиняет своей бравурной импровизации. Вот уже каскад резких переходов заслоняет на какой-то миг все ускоряющийся пульс композиции и замолкает, словно очистив вновь место для человеческого голоса. А потом - новое виртуозное соло гитары и решительная завершающая фраза барабана. Так заканчивается композиция "Гуахиро" ("Крестьянин"), где ярче всего слышны мне достоинства звучания "Сантаны" - ансамбля и Сантаны-гитариста. Так мне хочется закончить и рассказ о нем.

Леонид Аускерн, 1985 г.


Послесловие: в том же 1985-м Сантана посетил Советский Союз как участник Московского фестиваля молодёжи и студентов. Какого-то большого резонанса в прессе тогда это событие не вызвало (хотя, если задуматься, оно было по-настоящему знаковым). Ещё через 2 года Карлос "вернулся в СССР" в очередной раз, на этот раз, чтобы выступить в сборном концерте "Наш ход - Our Move". Если у кого-то вдруг сохранились материалы о тех событиях, а может среди нас имеются их очевидцы - просьба поделиться воспоминаниями.

Автор Jerzy Bondov

Comments

firebal 17 February 2017 20:14
В прошлый номер нашей газеты вкралась опечатка. Вместо "к нам едет сам Сатана" следует читать "к нам едет сам Сантана"
максимов роман 3 July 2013 18:41
Спасибо за статью!Какие позитивные изменения произошли с нашей околомузыкальной журналистикой за 5-6 лет с конца 70 до 85!Все как-то по человечески и объективно.А может Сантане просто повезло, потому что он замечательный музыкант!Хотя другим, не менее хорошим, доставалось не шуточно.. belay
Klero17 3 July 2013 10:41
"неплохая статья"-это мягко сказано,это просто дифирамбы,хотя мне нравится Сантана,но видя год выхода статьи удивляться не приходится.

Information

Users of Гости are not allowed to comment this publication.